Блогер Нерсес Мартиросян несколько месяцев назад поместил в Facebook-е фотографии и видео о нахождении на территории монастырского комплекса Кобайр скота, что вызвало переполох. Явление, конечно, непозволительное и достойное порицания. К сожалению, иногда подобные случаи случаются и не всегда возможно решить вопрос путем ограждения территории.
Охрана, популяризация использование памятников являющихся государственной собственностью и неподлежащих отчуждению находятся в рамках полномочий ГНО “Служба по охране окружающей среды и историко-культурных музеев-заповедников” и осуществляется сотрудниками региональных служб ОИС согласно установленному графику обходов памятников и их территорий. Ответственность за охрану в марзе Лори 15-ти тысяч памятников лежит на 15-ти сотрудниках. Хранитель памятника не охранник, как часто по недоразумению считают, и он не может постоянно находиться на территории памятника
За охрану памятника, как отмечено в законодательстве, равно отвечают и местные органы самоуправления, и рядовые граждане.
В частности, согласно пунктов “а” и “б” статьи 10 закона Республики Армения “Об охране недвижимых памятников истории и культуры и исторической среды”, а также пункта “б” статьи 11 региональные органы управления и местные органы самоуправления обязаны обеспечивать на территории марза охрану и контроль над выполнением требований законодательства РА об охране и использовании памятников, а также предпринимать меры и содействовать охране и использованию памятников, находящихся на территории марза.
Однако, факт, что при фиксации любого отрицательного случая мишенью критики становится лишь орган осуществляющий охрану и использование памятников.
Что касается случая в Кобайре, ныне здесь осуществляются реставрационные работы. Ответственные лица региональной службы ОИС 18 сентября посетили территорию монастырского комплекса и в очередной раз осуществили здесь очистные работы.
Данная проблема сотрудниками региональной службы филиалов ГНО, поднималась в течение многих лет. Они постоянно встречались с руководителями и жителями общин, предупреждали о недопустимости выпаса скота на территории памятника, посылали официальные докладные в соответствующие полицейские участки, хозяева скота штрафовались, однако все остается по-прежнему.
В результате отсутствия ответственности и правового сознания мы еще не раз столкнемся с подобными явлениями: Крупный рогатый скот будет пастись на территории памятника столько времени, сколько их хозяева не осознают, что кощунственно осквернять божий дом.