В 2013 году во время археологических раскопок в Мецаморе, армяно-польской международной археологической экспедиции удалось открыть жилище, датируемое ранним железным веком (XI-IX вв до н.э.). Жилище было сожжено во время нападения на местность и под рухнувшей горящей кровлей осталась целая комната. Во время раскопок были обнаружены осколки 5 гигантских карасов, которые были на свои местах (in situ ). Интересно, что под всеми карасами находились дисковидные пьедесталы из туфа. По всей вероятности, это была комната для проведения некоторых ритуальных церемоний, поскольку в очаге из туфа, расположенной под западной стеной, были остатки золы, а напротив с юга на север находились карасы. Комната, по видимости, была сожжена в VIII веке до н.э., во время вторжения урартских отрядов в Араратскую долину.
Только после очистки и сортировки осколков стало ясно, какие фрагменты керамики были найдены. После очистки и сортировки фрагменты керамики были перевезены в реставрационную лабораторию ГНО, где они подверглись химической очистке, а затем были промыты водой. Только после этого выяснилось, что в основном преобладают фрагменты двух карасов, которые были собраны и восстановлены. Для восстановления 156 фрагментов одного и 130 фрагментов второго караса заведующему Реставрационной лабораторией ГНО потребовалось несколько месяцев напряженной и кропотливой работы. Со слов Тиграна Закияна в начале было собрано дно караса, но только в ходе работы выяснилось, что есть много недостающих фрагментов. Молодой реставратор не считает карасы полностью восстановленными и не пытается заменить недостающие осколки другими материалами, по крайней мере до следующих раскопок, так как вполне возможно, что при дальнейших раскопках той же местности могут быть найдены недостающие фрагменты. Только после раскопок прошлого года Тигран Закиян решил полностью восстановить найденные в 2013 году карасы, заменив недостающие фрагменты гипсом.
Со слов молодого реставратора возможность прикоснуться к предметам, созданным несколько тысяч лет назад, вселяет, в первую очередь, чувство гордости: «В начале, при обнаружении керамики, было непонятно, с чем имеешь дело – с кувшином, с чашей, с карасом или другим предметом, но, в любом случае, испытываешь радость, гордость и огромное чувство ответственности… трудно передаваемое словами. Горжусь, что имею дело с разными пластами истории, что мне дана возможность собирать по кусочкам в целое и передавать следующим поколениям предметы, сделанные несколько тысячелетий назад. Ты, как будто, даешь второе рождение предметам, свидетельствующим об истории, культуре и быте древнего мира».
Горизонтальные накладные зоны на карасе сделаны специально, поскольку такие большие карасы изготовлялись по частям и в местах соединений делались горизонтальные зоны для маскировки швов и укрепления предмета. Это старый способ укрепления караса. После завершения реставрации карасы будут выставлены в историко-археологическом музее-заповеднике «Мецамор». Молодой реставратор уверен, что два найденных караса займут особое место в музее, поскольку в музее нет кувшинов данного периода времени с такими формами и размерами. Такие карасы встречаются при раскопках доурартского периода в Кармир блуре, при раскопках железного века в Двине и Цицернакаберде.
«Реставратор горд и тем, что его реставрированные предметы выставляются в музее и собирают вокруг себя заинтересованных посетителей. Люди не имеют возможности прикоснутся к музейным экспонатам тысячелетней давности, а реставратор непосредственно работает с ними. Моя работа является мостом между прошлым и настоящим … и это самая главная причина для гордости », -закончил беседу заведующий Реставрационной лабораторией ГНО Тигран Закиян.