Одним из интереснейших звеньев в любой ответственной организации культурного наследия и его охраны являются фонды: основной и предварительный. Лишь люди знакомые с работой фондов могут рассказать, насколько это интересный мир, где встречаются современность и прошлое, где можно соприкоснуться с пришедшим из глубины веков, частично или полностью сохранившимся культурным наследием. Для нас было сделано исключение и нам разрешили посетить фонды ГНКО «Служба по охране окружающей среды и историко-культурных музеев-заповедников».
Материалы предварительного фонда хранятся в двух комнатах. Его хранитель – Лусине Алексанян. Первое, что сделала после принятия фонда молодой сотрудник, по специальности археолог, она изучила доверенное ей «богатство» и хронологически систематизировала его на периоды ранней и средней бронзы, железного, урартского, средневекового и др. периодов.
По моей просьбе Лусине бережно открывает полки с хранящимися на них ящиками, коробками и показывает археологический материал: солонка, керамика, фрагменты сосудов и т.д.
Здесь, в этой маленькой комнатке хранится материал, обнаруженный в 1960-1975 гг. в процессе ведущихся в Джраовите раскопок. Руководитель археологической экспедиции в свое время не сдал его в фонды, считая, что он нуждается в чистке, систематизации и взятии на учет.
«В фондах хранится обнаруженный на территории памятника Джраовит археологический материал датируемый куро-араксским периодом вплоть до средневековья. Материалы куро-араксской культуры, около 1300 предметов, в прошлом году были переданы в основной фонд. Сохранившиеся фрагменты после того как они были вымыты, вычищены, совместно с коллегами из реставрационной лаборатории были сгруппированы. Все они были взяты на учет и снабжены пронумерованными ярлычками», – рассказала хранитель фонда.
Работа с археологическим материалом означает владение, по возможности, полной информацией о нем. Лусине признается: «Для того, чтобы составить полное представление о памятнике, я постаралась собрать возможно полную информацию о Джраовите. А чтобы идентифицировать материал, изучила полевой дневник руководителя археологической экспедиции Эммы Ханзадян. Выяснилось, что в полевом дневнике Эммы Ханзадян были лишь неполные сведения о материале, и многое было невозможно идентифицировать, за исключением одного предмета, который имел полевой номер».
Лусине достала из ящика более одного десятка обломков и попыталась из них сложить целостный предмет.
Она отметила: «Сохранился фрагмент сосуда и, не исключено, если сопоставим обломки, то получим целостный предмет. Вообще, по всей вероятности, и другие предметы предварительного фонда могут получить целостный вид».
Лусине Алексанян ко всем материалам относится с одинаковым вниманием, не выделяя какой-либо из них. Однако, признается, что ей очень нравится солонка.
В предварительном фонде ГНКО «Служба по охране…» хранится и материал, обнаруженный в процессе раскопок на холме Лчапа. Здесь мирно соседствуют сохранившиеся с советских времен счетчик, печатная машинка, радиоприемник и фотоаппарат.
Лусине по очереди достает их из коробок, вытирает пыль и говорит, что возьмет их на учет и передаст в этнографический фонд. Описание дадут этнографы.
Будучи по специальности археологом, Лусине участвовала в раскопках ведущихся на территориях памятников Эребуни, Кармир блур, Мецамор.
Археолог рассказала: «Самыми впечатляющими были раскопки в Эребуни: кладка стены открылась и вначале мы решили, что это круглое жилище. Потом выяснилось, что ошиблись. В 2013 г. изыскательские раскопки осуществлялись на участке Кармир блура. В результате чего начал открываться некрополь».
Говоря о раскопках, осуществленных на территории древнего поселения Мецамор, она с гордостью сказала, что обнаружила свою первую находку в Мецаморе, это был серповидный кулон.
Другим «богатством» предварительного фонда является 171 предмет, обнаруженный на территории памятника «Зорац карер».
В течение нескольких лет под руководством ученого секретаря Ашота Пилипосяна и зам. директора ГНКО «Служба по охране…» Карена Пахлеваняна на территории заповедника «Поселение «Зорац карер» ведутся раскопки. Лусине обработала обнаруженный там археологический материал (кувшины, металл), прикрепила ярлык учета, описала находку и вместе с ведущим раскопки археологом сдала в фонды.
В предварительном отделе фонда хранятся и довольно тяжелые обломки, которые невозможно поднять.
«Этот фрагмент средневекового караса я еще не успела изучить. Первый раз его сдвинула», – с улыбкой сказала Лусине.
Ее глаза блестели, когда мы перешли в другую маленькую, но богатую археологическим материалом комнатку. Вспоминает, что несколько лет назад, в процессе строительных работ житель общины hАцарат марза Гегаркуник случайно открыл культурный слой. Археологи ГНКО отправились туда, изучили его и в результате раскопок обнаружили интересный материал: кувшин, сосуд, украшения, тарелка, металлические изделия, датируемые урартским периодом. Лусине их описала и взяла на учет.
К нам присоединилась сотрудница основного отдела фонда. На минуту разговор прерывается: согласно установленому порядку в основной фонд сдаются браслет, фрагменты кинжала дротика, кувшины и т.п. В дальнейшем с ними будут работать реставраторы. Когда было выключено звукозаписывающее устройство и были сделаны последние штрихи, собеседница призналась, что мечтает, чтобы после раскопок материал сразу был сдан ей, и первую информацию о находке предоставила бы она.
И поскольку все мечты когда-нибудь сбываются, сбудется и мечта археолога, хранителя фонда Лусине Алексанян…