АРА ТАРВЕРДЯН: ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА БИЛЕТЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЦЕЛЬЮ

АРА ТАРВЕРДЯН: ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН НА БИЛЕТЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ САМОЦЕЛЬЮ

2017-09-08T13:24:24+00:00 01/08/2017|Новостная лента|

Согласно приказу Министра культуры РА от 29 июня 2017 г. в подведомственных ему музеях утверждена новая система ценообразования билетов. Это предполагает изменение цен на билеты во всех музеях. В прессе активно циркулирует вопрос повышения цен на билеты в музей-заповедник “Гарни”. На вопросы “Арменпресса”, сколько отныне будет платить гражданин РА или иностранный турист, чем обусловлено повышение таксы, какие новые услуги будут предоставлены посетителям, ответил директор ГНО “Служба по охране окружающей среды и историко-культурных музеев-заповедников” Ара Тарвердян.

– Господин Тарвердян, насколько достоверны разговоры о повышении цен на билеты в историко-культурный музей-заповедник “Гарни” и сколько должен будет сегодня заплатить гражданин, посещающий “Гарни” или “Звартноц”?

– Благодарю за предоставленную возможность прояснить данный вопрос. Действительно, эта весть вызвала переполох в кругах общественности, следовательно, требуется разъяснение. Существует дифференцированный подход к ценообразованию билетов. До сих пор билет для местных жителей стоил 250 драм РА, а для иностранцев – 1000 драм РА. В настоящий момент установлена цена билета для гражданин РА в 500 драм РА, а для иностранцев – 1500 драм РА. С самого начала хочу отметить, пусть местных жителей не заботит, сколько потратит иностранец в нашей стране. Более, в данном случае следует руководствоваться принципом “насколько больше, настолько лучше”. Почему подняты цены на билеты? Вопрос в том, что с марта сего года ГНО взяло курс на новую политику: осуществлять наиболее активную деятельность в музеях-заповедниках, что предполагает развитие инфраструктуры и активизацию культурной жизни. По поводу инфраструктуры можно сказать, что в последний период в Гарни и Звартноце были осуществлены подобные до сих пор преданные невниманию работы. Даже работы по текущему ремонту, которые можно было осуществить надлежащим образом, выполнялись так, что периодически требовалось повторное их проведение. Чтобы сказанное мной было понятно, приведу пример: годами стоял вопрос ремонта кровли служебного зала историко-культурного музея-заповедника “Звартноц”. Кровля ремонтировалась каждую весну, в то время как можно было потратить несколько большую сумму и осуществить качественный ремонт. Мы недавно сделали это и уверены, что вопрос решен надолго. Тоже можно сказать о музее-заповеднике “Гарни”. Уже около года нарушена система орошения. Однако, через несколько дней музей-заповедник получит воду для полива и в будущем ландшафт Гарни будет ласкать взгляд посетителей.

– Прошу, подробнее рассказать о каких проектах идет речь.

– В Гарни и Звартноце мы предусматриваем осуществить множество проектов. Они в процессе проектирования, что потребует от ГНО серьезных финансовых вложений и, естественно, все это не видно нашим соотечественникам. Мы заказали проекты нескольким авторитетным организациям, и это так же требует серьезных финансовых вложений. В 2004 г. на средства фонда Линс были отремонтированы баня и мозаика Гарни. Не принижая работу какого-либо рабочего или архитектора, должен отметить, что работы выполнены не на должном уровне. При содействии Министра культуры РА Армена Амиряна этот важный вопрос получил решение. Уже готов проект итальянского архитектора Лучио Спека, который, не побоюсь сказать, дорогой проект и соответствует всем мировым архитектурным   стандартам и критериям подхода к музеям-заповедникам. Посетители вскоре смогут осмотреть баню и мозаику с разных ракурсов. Другое,   требуются финансы для постройка хранилища древностей. В нем предусмотрено место и для магазина сувениров. В Гарни начались работы по ремонту плиточного мощения, которое с 1976 г. довольно износилось. Я неоднократно был свидетелем того, какие неудобства создает изношенная мостовая для посетителей. Долгие годы никому не приходила мысль решить вопрос подхода к санузлу для людей с ограниченными возможностями. Эта проблема также находится в центре нашего внимания. Подход можно осуществить при помощи пандуса или современного остекленного лифта. Наши соотечественники выразили недовольство урнами и скамейками. Дизайн осуществлен, ведутся переговоры с изготовителями. Предусматрен и новый дизайн лужайки, расположенной  напротив храма. Я по возможности подробно представил стоящие перед нами проблемы с тем, чтобы стало понятно, что повышение цен на билеты не является самоцелью. Конечно, мы также ведем переговоры для осуществления проектов в сфере внедрений.

– Господин Тарвердян, Вы говорили о множестве проектов, для осуществления которых действительно требуются большие финансовые вложения. Разве повышение цен на билеты поможет их решению?

– Определяя новые цены на билеты, мы учли социальное положение общества. Конечно, повышение цены на 250 драм не может решить вопрос затрат. Будем довольны, если хотя бы они самоокупятся. Другой вопрос, цены на билеты для иностранцев. Ни в одной развитой стране мира невозможно посетить какой-либо музей-заповедник за 2 евро. В Европе входной билет в музей-заповедник в несколько раз уступающий Гарни стоит 15 и больше евро. Преимущество: развитая инфраструктура, которой они, конечно, достигли, расходуя и получая прибыль.

– Вернемся к вопросу повышения цен на билеты. Просим подтвердить, сколько будет стоить билет в музей-заповедник Гарни  для граждан РА и иностранцев.

– По поводу, нашедших место в СМИ взаимоисключающих слухов,  прошу подробно изучить нашу новоутвержденную ценовую политику. Граждане РА заплатят 500 драм РА, неизменной осталась цена билета для детей, не достигших 18-летия, – 100 драм РА, а для специальных вузов в случае приобретения 50-ти билетов предусмотрена скидка. Льготы предусмотрены и для пенсионеров, участников Арцахской и Апрельской четырехдневной войн. Если ранее  посетители, чтобы полюбоваться Гарни в свете ночной иллюминации,  платили за билет 1500 драм, отныне цена одна – 500 драм РА. Посетитель платит за то, чтобы что-то увидеть. Это означает, что посетитель, начиная от входа в музей, должен получать информацию, что требует установку соответствующих современным критериям щитов. Подорожали и экскурсионные билеты. Мы действительно ценим работу экскурсовода. Это  квалифицированный кадр знающий историю Армении, владеющий иностранными языками, и он должен стать довольно привлекательным, высокооплачиваемым и серьезным специалистом. Министерство культуры РА, как формирующий политику орган, в вопросе определения величины таксы предоставило ГНО ценовой “коридор”.   Не исключено, что в пассивный период туризма произойдет временное падение цен или наоборот. Это простая экономика: закон спроса и предложения.

– Господин Тарвердян, историко-археологический музей-заповедник “Мецамор” один из филиалов ГНО. Достоверны ли слухи, что и посетители “Мецамора” должны будут приобретать билет?

– Да, в “Мецаморе” осуществляется пересмотр билетного хозяйства. ГНО несет обременительные  расходы и для осуществления проектов этого музея-заповедника. Для посетителей “Мецамора” утверждены следующие цены: для граждан РА – 250 драм РА, иностранцев – 1000 драм РА и 100 драм для школьников. Экскурсия на армянском языке оценена в 1500 , на иностранных языках – 2500 драм РА. Думаю, что в будущем все действующие в составе ГНО музеи-заповедники – “Арпи”, “Гладзорский университет” и другие также перейдут на билетную систему. Несколько месяцев назад по решению Правительства к ним присоединились заповедники “Амберд” и “Берд”. В центре нашего внимания и ремонт крепости Амберд. В рамки юрисдикции ГНО “Служба охраны памятников”, кроме охраны как таковой, также входит и организация проектных работ по ремонту и укреплению памятников, что, повторяю, требует больших финансовых вложений.