Члены творческой группы, работающей над подготовкой альбома фотографий заслуженного художника Армянской ССР Гуроса (Гурген Паронян), посвященных Сюнику, в эти дни находятся Сюникской области и уже успели побывать в ряде сел, где Гурос некогда создавал свои фотографии.
Значительная часть личного архива Гуроса с 1988 г. хранится в фондах ГНО «Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников». В их числе фотографии, повседневную жизнь Гориса, памятников, горисцев и т.д.
Этнограф Хорен Григорян и фотограф Ашот Мовсесян уже побывали в Тех, Хот, Шинуайр, Караундж, Вагатур, Татев и зафиксировали, каким изменениям подвергались эти поселения с течением времени.
Большое место в фотографиях Гуроса занимают села, имеющие каскадную архитектуру, которые с 1960-х годов почти полностью опустели. Члены творческой группы не только фотографируют те поселения и памятники (и фиксируют их изменения), которые когда-то были запечатлены фотокамерой Гуроса, но и посредством разговоров и общения пытаются получить от местных жителей, руководителей общин информацию об изменениях, произошедших с древними поселениями и памятниками в этих районах. Именно местные жители в основном помогают найти точное место того или иного кадра и с большим энтузиазмом содействуют работе творческой группы.
«Из бесед с ним становится ясно, что основной причиной опустошения этих сел была политика, осуществляемая в 1960-ых гг. советской властью в области градостроительства, когда взамен всех старых, традиционного типа городов и сел строились промышленные и экономические города с ровным и простым планом. Появление поселений нового типа параллельно с развитием Советской Армении, фактически, закрывало важную страницу в истории армянской архитектуры. В прошлом поселения строили в труднодоступных местах, на скалах, что имело оборонительное значение и таким образом жители защищались от набегов врагов, нападений кочевых племен. Между тем, советская власть была убеждена, что этой проблемы больше не было: ведь все народы огромного Советского государства были «друзьями» и градостроительство велось согласно этому принципу. Поскольку речь зашла об архитектуре, приведу еще один пример: в Татевском монастыре, помимо съемок, в беседе с отцом Микаэлом мы обсуждали прежнюю и нынешнюю архитектуру монастыря и он отметил, что архитектурный облик сегодняшнего комплекса сильно изменен… по его словам, двухэтажная колокольня имела неправильную архитектуру, в результате чего она рухнула и повредила церковный купол. Конечно, фотокамера Гуроса зафиксировала комплекс, как в разрушенном, так и в уже реконструированном состоянии», – рассказывает этнограф Хорен Григорян.
Фотограф Ашот Мовсесян также, по следам Гуроса, пытается с той же точки сфотографировать уже сегодняшний монастырский комплекс Татев.
Хорен Григорян отметил еще один интересный факт: когда люди покидали свои жилища, они были вынуждены использовать в качестве строительного материала для нового поселения материалы из своих традиционных жилищ.
«У нас есть примеры, когда жители по сей день хранят старые окна или двери… они не выбрасывают и не используют их для отопления помещений… это уникальное воспоминание, сохранившееся от старого поселения», – отметил Хорен Григорян. По его словам, сегодняшние жители не забывают и о могилах своих предков, оставленных в старом поселении.
«Смотрите, мы дошли до этих прекрасных уголков Сюника по следам Гуроса… с помощью фотографий, сделанных Гуросом, пытаемся восстановить историю целого столетия, то есть сегодня эти фотографии служат хорошим документальным материалом» ,- добавил Хорен Григорян.
С точки зрения охраны памятников очень важно отметить, что, благодаря тому, что сегодняшние жители этих поселений дорожат памятью о своих старых жилищах, мы имеем более сохранившуюся традиционную армянскую архитектуру.