КУРО-АРАКССКАЯ ИЛИ ШЕНГАВИТСКАЯ КУЛЬТУРА. ВСТРЕЧА В “МЕЦАМОРЕ”, ПОСВЯЩЕННАЯ ЕВГЕНИЮ БАЙБУРТЯНУ

КУРО-АРАКССКАЯ ИЛИ ШЕНГАВИТСКАЯ КУЛЬТУРА. ВСТРЕЧА В “МЕЦАМОРЕ”, ПОСВЯЩЕННАЯ ЕВГЕНИЮ БАЙБУРТЯНУ

В историко-археологическом музее-заповеднике “Мецамор” состоялась тематическая встреча “Евгений Байбурдян и Шенгавитская культура”, которую вел зав. отделом ранней археологии Института археологии и этнографии НАН РА, доктор исторических наук Рубен Бадалян. Встреча состоялась в рамках научно-просветительской программы “Мецаморские чтения”, целью которой является не только популяризация научных достижений в области археологии, но и освещение, представление молодым археологам и студентам деятельности армянских археологов, антропологов и других специалистов данной сферы. На встрече присутствовали директор ГНО “Служба охраны памятников” Ара Тарвердян, зам. директора по науке Карен Пахлеванян, зам. директора по фондовой работе Лианна Геворгян, сотрудники ГНО, студенты.
До начала мероприятия директор ГНО и его заместители осмотрели историко-археологический музей-заповедник “Мецамор”. Заведующий филиалом Артавазд Закян познакомил с представленным в постоянной экспозиции 50-летним археологическим собранием, в то числе и с предметами, обнаруженными в результате раскопок последних лет, отметил их своеобразие, археологическое и историческое значения.

Доктор исторических наук Рубен Бадалян в сопровождении слайд-шоу представил плодотворную деятельность армянского археолога, востоковеда, кавказоведа и арменоведа Евгения Байбурдяна. По словам Р. Бадалян Е. Байбурдян действительно был первым, кто придал целостный вид годами проведенной работе и огромному неопубликованному археологическому материалу, начиная от периода неолита до появления расписной керамики.

Шенгавитская культура, которую позднее Е. Байбурдян назвал Куро-араксской, неотделима от деятельности армянского ученого. К сожалению, немного известно об его археологических исследованиях. Сохранившиеся до сих пор сведения несравнимы с той важной ролью, которую он сыграл в 1930-х гг. в деле изучения Шенгавитской культуры. Р. Бадалян с болью отметил, что полевые работы Е. Байбурдяна были намного больше, нежели их опубликовано.

В 1939 г. он под руководством Бориса Пиотровского и Игоря Диаконова участвовал в раскопках Кармир блура. Позднее подвергся преследованиям, был арестован и расстрелян.

Р. Бадалян, завершая беседу о неоценимых исследованиях армянского археолога, подвел итоги изучения Шенгавитской культуры в последние 80 лет.

К Р. Бадаляну были обращены вопросы не только касающиеся деятельности Е. Байбурдяна, но и вообще различных проявлений Шенгавитской культуры.

По окончании встречи присутствующие просмотрели документальный фильм “Мецамор”.