АРАТЕС – ЕЕ СТИХИЯ

АРАТЕС – ЕЕ СТИХИЯ

2018-03-29T16:00:41+00:00 03/10/2016|Вайоц Дзор|

В ГНО «Служба по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников» нет недостатка в знатоках своего дела, но среди них есть сотрудники, беззаветно преданные своему делу, у которых есть ответственность и любовь к своей работе, бесконечное трудолюбие и оптимизм. На этот раз нашей собеседницей стала большой знаток памятников Вайоц Дзора, которая, работая в этой области в течение 25 лет, только удвоила и утроила свою преданность делу.

Начальник региональныой службы ОИС Вайоц Дзора Мелания Довлатян, имея 52-летний стаж работы, занимала самые высокие и ответственные посты, но ее человеческие качества совершенно не изменились. Более того, работа всегда требовала от нее ответственности, а порой резкости и решительности, но она не потеряла своюприродную женственность. Сегодня 75-летняя М. Довлатян признается, что не может представить свою жизнь без работы.

Можно долго перечислять должности, которые занимала Мелания Довлатян, но остановимся на некоторых: заведующая Домом пионеров, генеральный директор Главного управления по охране памятников ОИС, первый секретарь ВЛКСМ областного комитета Ехегнадзора, председатель облисполкома Совета народных депутатов Ехегнадзора, заведующая отделом пропаганды и агитации областного комитета КП Ехегнадзора, второй секретарь областного комитета КП Ехегнадзора (однажды к ней обратились как «секретарь ЦК»). Высокопоставленный чиновник, которая в течение дня подписывала многочисленные указы и приказы, дома была заботливой женой и матерью, для которой семья всегда была самым главным достижением.

Как же все начиналось … Перелистаем назад на несколько десятилетий страницы биографии Мелании Довлатян, до момента выбора профессии. При выборе профессии агронома в сельскохозяйственном институте она и представить не могла, какой жизненный поворот ее ожидает, и как судьба будет диктовать ей свою волю. Случайно выбранная профессия так и не сыграла ключевой роли в ее жизни.

Автор инициативы празднования 700-летия университета Гладзор признает, что не будь она тогда председателем облисполкома Ехегнадзора, сегодня, вероятно, не было бы историко-культурного музея-заповедника «Гладзорский университет».

«Когда в 1961 году я была заведующей Домом пионеров, наша туристическая группа выиграла Всесоюзный приз, и я отвезла детей для получения награды в Крым. В этот день, в Севастополе проходил парад в честь Дня Военно-Морских сил и это настолько впечатлило, что у меня появилась идея, отмечать подобный праздник в Армении, что способствовало бы признанию Армении, а, в частности, признанию Ехегнадзора», – вспоминает Мелания Довлатян. Для двадцатиоднолетней Мелании это стало юношеской мечтой.

Однажды, в должности секретаря Комсомольской организации М. Довлатян ознакомилась с письмом бывшего председателя облисполкома, в котором он просил направить группу экспертов для изучения истории Гладзорского университета. Мелания Довлатян поручает одному из историков Вайоц Дзора заняться этоим вопросом. Начинаются археологические исследования, во время которых она постоянно находилась с экспедиционной группой Игита Гарибяна.

До завершения этих исследований Меланию назначают вторым секретарем КП областного комитета Ехегнадзора. О своем желании основать музей Гладзора она рассказывает третьему секретарю ЦК КПА Карлену Даллакяну. Заручившись его поддержкой, она начинает работать с большей уверенностью и энтузиазмом, собирая необходимую информацию для реализации, казалось бы, невероятной программы. Однажды она сообщает о своих намерениях Фадею Саркисяну ( «Я благодарю Бога, что был такой человек, как Фадей Тачатович», – вспоминает М. Довлатян ), который, в свою очередь, докладывает об этом первому секретарю ЦК КПА Карену Демирчяну.

Благодаря Фадею Саркисяну, этот вопрос был включен в повестку дня заседания Совета Министров АССР. После чего, по письменному поручнию в ИК КПА Ехегнадзора, осуществление проекта возлагается на второго секретаря обкома КП Ехегнадзора М. Довлатян. Ей, наконец-то, удается встретиться с первым секретарем КПА Кареном Демирчяном.

««С чего хочешь начать»,- спросил меня Карен Демирчян, ответила, что с эмблем. Показала их ему (я взяла с собой предварительно выбранные эмблемы) и он выбрал эмблему с солнечными часами. Добавил,- «Работайте, мы с вами». Затем я встретилась с Григорием Ивановичем. Григорий Асратян был великим человеком, очень великим … Уже было дано поручение напечатать книги, часть которых были в моей программе, другую часть они добавили. Григору Ханджяну было поручено оформление дверей музея Гладзор»,- продолжает наша собеседница.

До открытия музея Карен Демирчян лично ознакомился с проделанной работой. «Ходил, смотрел, знакомился с работой и дальнейшими планами. Программа должна была иметь международное значение, но … », – сожалеет Довлатян.

«Была проделана огромная работа, Степан Карпович все время был со мной и помогал мне» ,- с благодарностью вспоминает Мелания Довлатян. Так и воплощалась, казалось бы, несбыточная мечта юности. Конечно, по ходу возникали обстоятельства, которые диктовали новые условия и решения, и менялись некоторые программы.

Трудности, связанные с центральным правительством того времени, затянули на некоторое время открытие музея. Однако, патриотическая деятельность М. Довлатян завершилась созданием и открытием историко-культурного музея-заповедника «Гладзорский университет», который увековечил армянскую культуру и образование.

Сегодня внешний облик здания историко-культурного музея-заповедника «Гладзорский университет» не изменился ( до создания музея, это была церковь), а интерьер здания был реконструирован под музей, был благоустроен также и двор.

Историко-культурный музей-заповедник «Гладзорский университет» был и остается для нашей 75-летней собеседницы делом всей ее жизни.

Завершая разговор, я попросила ее мысленно вернуться в детство. На лице Мелании Довлатян появилась сияющая улыбка. «Моя мать была нежной, мягкой женщиной, часто пешком водила меня в Нораванк, в нашем доме восприятие национальных ценностей понятие было высоком уровне. Мой отец играл на таре, часто исполнял произведения Комитаса, Саят-Новы. Я хотела стать врачом, чтобы излечить отца, но не получилось, поступила в Сельскохозяйственный институт… ».

Теперь вы спросите, как Мелания Довлатян оказалась в сфере охраны памятников. Когда речь заходит о памятниках, наша собеседница с новым энтузиазмом продолжет разговор. Это именно то, что ближе всего ее душе. «В период работы в Доме пионеров, я создала проект «Туризм в Вайоц Дзоре» и открыла кружки во всех школах. Мы создавали макеты исторических памятников Вайоц Дзора и начали принимать участие в республиканских конкурсах по туризму. Это были достаточно серьезные конкурсы с весомыми призами. С этого и началась моя любовь и преданность к памятникам».

Пока хранители памятников региональной службы ОИС Вайоц Дзора готовят ответ на запрос о каком-либо памятнике, М. Довлатян с невероятной быстротой уже оказывается на территории данного памятника, независимо от его местоположения: это может быть пещера Медведей, или Птиц или Мозров. Быстрее всех оказывается на месте и лично информирует о ситуации. Возникает естественный вопрос: Как ей это удается?

«Также как мать лелеет, защищает и волнуется за своих детей, так и я отношусь к своим памятникам, переживаю, когда что-то не так вне зависимости от того, о каком памятнике идет речь, и пока лично не увижу, не успокоюсь», – с улыбкой на лице рассказывает М. Довлатян.

Хотя М. Довлатян бережно охраняет все свои памятники, однако, признает, что самый любимый ее памятник это Аратес. «Это исключительный памятник, чтобы понять, почему он выделяется среди других, надо его видеть. Но арка Аратеса рухнула на глазах у моего отца, к сожалению, не сохранился также единственный старый фотоснимок памятника. Аратес, украшенный чудесными орнаментами, кажется смирился с природой и тлеет на глазах. Арки осели и опустели»,- с горечью говорит она.

Разговор о Аратесе сразу наводит ее на воспоминания, меняется не только выражение лица, но и голос становится мягким и теплым. Боль исчезающего памятника, кажется, становится ее болью. Мечтает увидеть его восстановленным.

«Аратес либо полностью исчезнет, либо будет восстановлен. К сожалению, может быть я не успею увидеть его восстановленным»,- добавляет М. Довлатян.

«Быть высокопоставленным лицом – это очень трудная работа для женщины, ты должна многое не видеть и не слышать, но есть и вещи, которые никоим образом не должны быть незамеченными, и надо уметь пройти через это». После минутной паузы, то ли в шутку, то ли в серьез продолжает: «Мужчинам легче управлять, чем женщинам, которыми невозможно управлять…». Все вышестоящие начальники Мелании Довлатян были мужчинами, и с ними не было никаких проблем с ними. «Скажу удивительную вещь, я очень женственная, но не знаю почему меня боялись, но я ни от кого не зависела и не позволяла, чтобы зависели от меня».

Мелания Довлатян многих представляла к различным наградам, но она сама не имеет высоких государственных наград, за исключением диплома Верховного Совета СССР, которую хранит до сих пор.

В этом году Мелания Довлатян отмечает свое 75-летие, но знающие ее утверждают, что гаспожа Мелания продолжает работать с тем же энтузиазмом и преданностью. Она отмечает, что секрет успешной работы – это ее замечательный коллектив.